Asataka (earlyhawk) wrote,
Asataka
earlyhawk

К вопросу о мнении православных о тождественности магии, язычества и астрологии - разбор.

Отличное дополнение к http://andrey-vl.livejournal.com/817221.html

"Предысторию поста рассказывать не буду, скажу лишь, что сим многабуквенным текстом хочу донести до общественности, что широко декларируемое православным(!) священством тождество магии-язычества-оккультизма и астрологии с христианской точки зрения, мягко говоря, неточно. В отличие от первых трех астрология вполне совместима с каноническим христианским вероучением, и вот почему.

Претензии христиан к астрологии вполне просты и понятны. Если предположить, что астрологи обожествляют небесные светила, то в чем тут ересь, объяснять не надо. Это раз. Если сказать, что звезды управляют судьбой человека, это тоже ересь -- потому как никто, кроме бога, вообще, строго говоря, ничьей судьбой управлять не может. Это два. Ну и три -- очень характерный для церкви подход -- если человек обращается к астрологу, чтобы получить предсказание или иную помощь, то это грешно, ибо есть попытка обмануть бога и получить помощь "со стороны", что недопустимо. Не зря клиенты астрологов считались не меньшими грешниками, чем сами астрологи, и наказание несли совершенно аналогичное.

Но это если верить гонителям астрологов. А если разобраться?

Известно, что каким-то образом весьма почтенным отцам церкви удавалось сочетать занятия астрологией (а также алхимией, кстати, но о ней надо отдельно) не просто с жизнью во Христе, а даже иногда со святостью. Думаю, имена Оригена, Альберта Великого, Фомы Аквинского что-то да говорят каждому. Ничего несовместимого с христианством эти достопочтенные мужи в астрологии не видели. И вот почему.

Небесные тела, как и вся остальная природа, включая тело человека, созданы богом. Поскольку познание природы в определенном смысле сходно с познанием Библии (и то, и другое -- чтение Книги, мы помним, что христианское сознание, особенно средневековое, воспринимает мир как текст божественного откровения, только Библия -- это книга для духа, а природа -- книга для тела), то ровным счетом ничего плохого в изучении звезд нет. Даже наоборот. Что касается же обожествления -- помилуйте, кто сказал, что для изучения надо обожествлять? Вовсе нет. Для того, чтобы заниматься астрологией, совершенно не требуется ассоциировать звезды и планеты, скажем, с языческими богами.

Теперь относительно возможного влияния звезд на судьбу и вообще на положение дел на Земле. Влияние их на всю природу, кроме человека, отрицать мы не можем, как не могут и самые рьяные христиане. Достаточно выйти на солнце, постоять часика три, покрыться волдырями -- и все, воздействие Солнца доказано очевидным образом. Значит, остается только судьба человека. Или даже не судьба, а вопрос свободы воли, потому как без этой свободы воли вся христианская концепция катится к чертям свинячьим прямо в языческий ад. Действительно, если положение звезд определяет, что произойдет с человеком, однозначно и детерминирующе, то получится, что человек обречен совершать те или иные поступки, а значит, не может сознательным действием отказаться от греха и вступить на праведный путь. Однако святые отцы-астрологи утверждают, что никакого детерминизма здесь нет, и звезды указывают лишь на возможность того или иного исхода, а не на его предопределенность.

Примерно так же решается вопрос с предсказаниями. Толкование положения светил является не попыткой пророчества, а стремлением познать волю божью. Посредством звезд бог вполне может давать нам что-то типа знака, истолковав который верно, мы познаем, что он, собственно, нам указывает. И действовать станем соответственно. Поэтому обращение человека к астрологу хоть и уровнем ниже, чем обращение к священнику за толкованием того или иного явления, но по сути то же самое -- обращение менее мудрого за советом к более мудрому по поводу воли божьей.

И последний вопрос. Почему же, несмотря на то, что у астрологии были столь влиятельные защитники, она подвергалась критике и даже гонениям? А ларчик сей, господа присяжные открывается просто.

Посмотрим для примера на одних из самых ярых гонителей астрологии -- Тертуллиана и святого Августина. С Тертуллианом все ясно, логика с ним не дружила никогда (помните, да? "Верую, ибо абсурдно..."), а эмоции зашкаливали. Кроме того, "неистовый муж" проповедовал архисуровый аскетизм, а ожидать от аскетов конструктива не совсем разумно. Сектант, опять же. А насчет Августина все еще проще -- бедняга до того, как податься в христиане, пытался заниматься астрологией. Но ни хренашеньки у него не вышло. Не потянул. Ну а раз не потянул -- значит, дурное дело, не богоугодное. Значит -- ату! Грамотно, правда? И очень по-христиански.

Социокультурную составляющую я сейчас не рассматриваю, хотя понятно, что со стороны церкви гонения на астрологов были частью кампании по промыванию массового сознания, которое как было насквозь магическим, так и осталось. Кампании, к сожалению, успешной.


Так что, дорогие коллеги, всех особо духовных, утверждающих, что астрология -- это богохульство и от лукавого, можно смело посылать туда, где им и положено находиться. Пусть учат матчасть и читают классиков. А сегодня новолуние, кстати :)"

(c) http://cchinz.livejournal.com/167039.html, комменты туда.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author