-- Происшествие с Рувимом случилось всего лишь через двадцать три года
после того, как господь наш Форд выпустил на автомобильный рынок первую
модель "Т"*. -- При сих словах Директор перекрестил себе живот знаком Т, и
все студенты набожно последовали его примеру. -- Но прошло еще...
Карандаши с бешеной быстротой бегали по бумаге. "Гипнопедия впервые
официально применена в 214 г. э. Ф. Почему не раньше? По двум причинам. 1)
..."
-- Эти ранние экспериментаторы, -- говорил Директор, -- действовали в
ложном направлении. Они полагали, что гипнопедию можно сделать средством
образования...
(Малыш, спящий на правом боку; правая рука свесилась с кроватки. Из
репродуктора, из сетчатого круглого отверстия, звучит тихий голос:
-- Нил -- самая длинная река в Африке и вторая по длине среди рек
земного шара. Хотя Нил и короче Миссисипи -- Миссури, но он стоит на первом
месте по протяженности бассейна, раскинувшегося на 35 градусов с юга на
север...
Утром, когда малыш завтракает, его спрашивают:
-- Томми, а какая река в Африке длиннее всех, ты таешь?
-- Нет, -- мотает головой Томми.
-- Но разве ты не помнишь, как начинается: "Нил -- " амая..."?
--
"Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-втора
Слова льются потоком -- Хотя Нил-и-короче..."
-- Так какая же река длиннее всех в Африке?
Глаза мальчугана ясны и пусты.
-- Не знаю.
-- А как же Нил?
-- " Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-вторая.
-- Ну, так какая же река длинней всех, а, Томми?
Томми разражается слезами.
-- Не знаю, -- ревет он.)
Этот горестный рев обескураживал ранних исследователей, подчеркнул
Директор. Эксперименты прекратились. Были оставлены попытки дать детям во
сне понятие о длине Нила. И правильно сделали, что бросили эти попытки.
Нельзя усвоить науку без понимания, без вникания в смысл.
-- Но вот если бы они занялись нравственным воспитанием, -- говорил
Директор, ведя студентов к двери, а те продолжали поспешно записывать и на
ходу, и пока поднимались в лифте. -- Вот нравственное-то воспитание никогда,
ни в коем случае не должно основываться на понимании.
-- Тише... Тише... -- зашелестел репродуктор, когда они вышли из лифта
на пятнадцатом этаже, и шелестенье это сопровождало их по коридорам,
неустанно исходя из раструба репродукторов, размещенных через равные
промежутки. Студенты и даже сам Директор невольно пошли на цыпочках. Все
они, конечно, были альфы; но и у альф рефлексы выработаны неплохо. "Тише ..
Тише..." -- весь пятнадцатый этаж шелестел этим категорическим императивом.
Пройдя на цыпочках шагов сто, Директор осторожно открыл дверь. Они
вошли и оказались в сумраке зашторенного спального зала У стены стояли в ряд
восемьдесят кроваток. Слышалось легкое, ровное дыхание и некий непрерывный
бормоток, точно слабенькие голоса журчали в отдалении.
Навстречу вошедшим встала воспитательница и застыла навытяжку перед
Директором.
-- Какой проводите урок? -- спросил он.
-- Первые сорок минут были уделены началам секса, -- ответила она. -- А
теперь переключила на основы кастового самосознания.
Директор медленно пошел вдоль шеренги кроваток. Восемьдесят мальчиков и
девочек тихо дышали, разрумянившись от сна. Из-под каждой подушки тек шепот.
Директор остановился и, нагнувшись над кроваткой, вслушался.
-- Основы, говорите вы, кастового самосознания? Да дим-ка чуть
погромче, через рупор.
В конце зала, на стене укреплен был громкоговоритель. Директор подошел,
включил его.
-- ...ходят в зеленом, -- с полуфразы начал тихий, но очень отчетливый
голос, -- а дельты в хаки. Нет, нет, не хочу я играть с детьми-дельтами. А
эпсилоны еще хуже. Они вовсе глупые, ни читать, ни писать не умеют. Да еще
ходят в черном, а это такой гадкий цвет. Как хорошо, что я бета.
Дети-альфы ходят в сером. У альф работа гораздо трудней, чем у нас,
потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа
легче. И мы гораздо лучше гамм и дельт. Гаммы глупые. Они ходят в зеленом, а
дельты в хаки Нет, нет, не хочу я играть с детьми-дель тами. А эпсилоны еще
хуже. Они вовсе глупые, ни...
Директор нажал выключатель. Голос умолк. Остался только его призрак --
слабый шепот, по-прежнему идущий из-под восьмидесяти подушек.
-- До подъема им повторят это еще разочков сорок или пятьдесят, затем
снова в четверг и в субботу. Трижды в неделю по сто двадцать раз в
продолжение тридцати месяцев. После чего они перейдут к другому,
усложненному уроку.
Розы и электрошок, дельты в хаки и струя чесночной вони -- эта связь
уже нерасторжимо закреплена, прежде чем ребенок научился говорить. Но
бессловесное внедрение рефлексов действует грубо, огульно; с помощью его
нельзя сформировать более тонкие и сложные шаблоны поведения. Для этой цели
требуются слова, но вдумывания не нужно. Короче, требуется гипнопедия.
-- Величайшая нравоучительная сила всех времен, готовящая к жизни в
обществе.
Студенты записали это изречение в блокноты. Прямехонько из мудрых уст.
Директор опять включил рупор.
-- ...страшно умные, -- работал тихий, задушевный, неутомимый голос. --
Прямо чудесно, что я бета, что у нас...
Словно это падает вода, капля за каплей, а ведь вода способна проточить
самый твердый гранит, или, вернее, словно капает жидкий сургуч, и капли
налипают, обволакивают и пропитывают, покуда бывший камень весь не обратится
в ало-восковой комок.
-- Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил
голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребенка. И не
только ребенка, а и взрослого -- на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий,
решающий -- весь насквозь будет состоять из того, что внушено. Внушено нами!
-- воскликнул Директор торжествуя. -- Внушено Государством! -- Он ударил
рукой по столику. -- И, следовательно...
Шум заставил его обернуться.
-- О господи Форде! -- произнес он сокрушенно. -- Надо же, детей
перебудил.
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt