Asataka (earlyhawk) wrote,
Asataka
earlyhawk

К вопросу о конвеерах.

     -- Происшествие с Рувимом случилось всего лишь через двадцать  три года
после  того, как господь  наш  Форд выпустил на автомобильный  рынок  первую
модель "Т"*. --  При сих  словах Директор перекрестил себе живот знаком Т, и
все студенты набожно последовали его примеру. -- Но прошло еще...


     Карандаши с  бешеной  быстротой  бегали по  бумаге. "Гипнопедия впервые
официально применена в 214 г. э. Ф.  Почему не  раньше? По двум причинам. 1)
..."
     -- Эти ранние экспериментаторы, --  говорил Директор, --  действовали в
ложном направлении.  Они  полагали, что гипнопедию  можно сделать  средством
образования...
     (Малыш,  спящий  на правом боку;  правая  рука свесилась с кроватки. Из
репродуктора, из сетчатого круглого отверстия, звучит тихий голос:
     --  Нил -- самая  длинная река  в  Африке и  вторая по длине среди  рек
земного шара. Хотя Нил и короче Миссисипи -- Миссури, но  он стоит на первом
месте по  протяженности  бассейна,  раскинувшегося  на 35 градусов с юга  на
север...
     Утром, когда малыш завтракает, его спрашивают:
     -- Томми, а какая река в Африке длиннее всех, ты таешь?
     -- Нет, -- мотает головой Томми.
     -- Но разве ты не помнишь, как начинается: "Нил -- " амая..."?
     --
"Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-вторая-поллине-среди-рек-земного-шара. --
Слова льются потоком -- Хотя Нил-и-короче..."
     -- Так какая же река длиннее всех в Африке?
     Глаза мальчугана ясны и пусты.
     -- Не знаю.
     -- А как же Нил?
     -- " Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-вторая... "
     -- Ну, так какая же река длинней всех, а, Томми?
     Томми разражается слезами.
     -- Не знаю, -- ревет он.)
     Этот горестный  рев  обескураживал  ранних  исследователей,  подчеркнул
Директор. Эксперименты прекратились.  Были оставлены  попытки  дать детям во
сне  понятие  о длине Нила.  И  правильно сделали, что бросили  эти попытки.
Нельзя усвоить науку без понимания, без вникания в смысл.
     --  Но вот если  бы они  занялись нравственным воспитанием, --  говорил
Директор, ведя  студентов к двери, а те продолжали поспешно записывать и  на
ходу, и пока поднимались в лифте. -- Вот нравственное-то воспитание никогда,
ни в коем случае не должно основываться на понимании.
     -- Тише... Тише... --  зашелестел репродуктор, когда они вышли из лифта
на  пятнадцатом  этаже,  и шелестенье  это  сопровождало  их  по  коридорам,
неустанно  исходя  из   раструба  репродукторов,  размещенных  через  равные
промежутки. Студенты и даже сам  Директор  невольно пошли  на цыпочках.  Все
они, конечно, были альфы;  но и у альф рефлексы выработаны неплохо. "Тише ..
Тише..." -- весь пятнадцатый этаж шелестел этим категорическим императивом.
     Пройдя на цыпочках  шагов  сто,  Директор осторожно  открыл дверь.  Они
вошли и оказались в сумраке зашторенного спального зала У стены стояли в ряд
восемьдесят кроваток. Слышалось легкое, ровное дыхание и  некий  непрерывный
бормоток, точно слабенькие голоса журчали в отдалении.
     Навстречу  вошедшим встала воспитательница и  застыла  навытяжку  перед
Директором.
     -- Какой проводите урок? -- спросил он.
     -- Первые сорок минут были уделены началам секса, -- ответила она. -- А
теперь переключила на основы кастового самосознания.
     Директор медленно пошел вдоль шеренги кроваток. Восемьдесят мальчиков и
девочек тихо дышали, разрумянившись от сна. Из-под каждой подушки тек шепот.
Директор остановился и, нагнувшись над кроваткой, вслушался.
     --  Основы,  говорите  вы,  кастового  самосознания?  Да  дим-ка   чуть
погромче, через рупор.
     В конце зала, на стене укреплен был громкоговоритель. Директор подошел,
включил его.
     --  ...ходят в зеленом, -- с полуфразы начал тихий, но очень отчетливый
голос, -- а дельты  в хаки. Нет,  нет, не хочу я играть с детьми-дельтами. А
эпсилоны еще  хуже. Они  вовсе глупые, ни читать, ни писать не умеют. Да еще
ходят в черном, а это такой гадкий цвет. Как хорошо, что я бета.
     Дети-альфы  ходят в  сером.  У альф работа гораздо трудней,  чем у нас,
потому что альфы страшно  умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа
легче. И мы гораздо лучше гамм и дельт. Гаммы глупые. Они ходят в зеленом, а
дельты  в хаки Нет, нет, не хочу я играть с детьми-дель тами. А эпсилоны еще
хуже. Они вовсе глупые, ни...
     Директор нажал  выключатель. Голос умолк. Остался только его призрак --
слабый шепот, по-прежнему идущий из-под восьмидесяти подушек.
     -- До подъема им  повторят это еще  разочков сорок или пятьдесят, затем
снова  в  четверг  и  в  субботу.  Трижды  в  неделю  по сто  двадцать раз в
продолжение  тридцати  месяцев.  После   чего   они   перейдут   к  другому,
усложненному уроку.
     Розы и  электрошок, дельты в хаки  и струя чесночной  вони -- эта связь
уже  нерасторжимо  закреплена,  прежде  чем  ребенок  научился говорить.  Но
бессловесное  внедрение рефлексов  действует  грубо, огульно;  с помощью его
нельзя сформировать более тонкие и сложные шаблоны поведения. Для  этой цели
требуются слова, но вдумывания не нужно. Короче, требуется гипнопедия.
     --  Величайшая нравоучительная сила  всех времен, готовящая к  жизни  в
обществе.
     Студенты записали это изречение в блокноты. Прямехонько из мудрых уст.
     Директор опять включил рупор.
     -- ...страшно умные, -- работал тихий, задушевный, неутомимый голос. --
Прямо чудесно, что я бета, что у нас...
     Словно это падает вода, капля за каплей, а ведь вода способна проточить
самый  твердый гранит, или,  вернее, словно  капает  жидкий сургуч, и  капли
налипают, обволакивают и пропитывают, покуда бывший камень весь не обратится
в ало-восковой комок.
     -- Покуда наконец  все сознание  ребенка не заполнится тем, что  внушил
голос, и то, что внушено, не  станет в сумме  своей сознанием ребенка. И  не
только ребенка, а и взрослого -- на всю  жизнь. Мозг рассуждающий, желающий,
решающий -- весь насквозь будет состоять из того, что внушено. Внушено нами!
--  воскликнул Директор  торжествуя. -- Внушено  Государством! -- Он  ударил
рукой по столику. -- И, следовательно...
     Шум заставил его обернуться.
     -- О  господи Форде! --  произнес  он  сокрушенно. --  Надо  же,  детей
перебудил.

http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мне нужно в Великий!

    Типичные Новгородские Диалоги: "- Новгород – родина русского феминизма. Еще в 15-м веке москвичи писали, что новгородцы подчиняются бабе – Марфе…

  • Отпустила вакцинная чудо-трава.

    Бессонница, пару дней субфебрилитет, + опять регионарный л/узел пальпировался, но меньше и те же 2 дня. Полёт продолжается.

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments