Авторы в большей степени практики, чем теоретики, поэтому некоторые утверждения и построения по части истории и самого происхождения древнего хмельного обычая мне представляются спорными. Я, например, полагаю, что опьяняющий напиток на основе мёда, скорее всего, старше пива. Он появляется в эпоху преобладания собирательского и охотничьего уклада. Уже перезревшие плоды, повисев под действием солнца, могли служить нашим предкам первым средством опьянения. Источником мёда становятся дикие пчёлы, приготовление же его не обязательно требует огня (!). А вот пиво — напиток, вероятно, земледельцев. Или, например, я склонен полагать, что «зелено вино» - это всего лишь молодое вино, а не водка… и т.д.
Но эти и другие разногласия гасит, а прочие мелкие недочёты возмещает собой рецептурная часть текста, содержащая полезные рекомендации по изготовлению и вкушению хмельных напитков. Книга «Русский питейный обычай» написана понятным и простым языком, доступным для массового читателя. Она содержит немало интересных сведений по части технологии, в основном доступной и широкому кругу потребителей.
Правда, авторы не вдаются в осмысление того печального факта, что при полном огосударствлении производства хмельных напитков, то есть при нарушении обычая их календарного употребления — питие как священная традиция в городских условиях почти полностью утрачивает свой архаичный смысл. Вполне очевидно и что обрядовое «выпивание» не есть обыденное питие. Но это задача отдельного издания. У авторов эта тема проходит вскользь.
Я-то водки не пью. И вообще – более 20-ти лет - не употребляю пива «из магазина» и в разлив, более того, на фоне разнузданной рекламной кампании на телеэкране и улицах Москвы, испытываю нехорошие ощущения при одной мысли о том, что кто-то ещё до сих покупает это пойло и называет его «пивом».
Вместе с тем мне представляется заманчивой идея – довериться авторам, если они мне нальют чего-нибудь такого – домашнего. Химик по образованию, я склонен рассматривать приготовление хмельного напитка собственными руками не как «производство», а одно из традиционных искусств. И поскольку пить «горячительное», безусловно, надо меньше и желательно в тех случаях, когда выпить просто необходимо по русскому обычаю, следует обратиться не к ремесленнику, а к мастеру.
В самом деле, при чтении отдельных страниц книги «текут слюни», и если бы не опыт длительного воздержания, я бы заглянул в холодильник в поисках ингредиентов. Но лишь чудовищным усилием воли я заставлял себя не отвлекаться от текста и не размениваться на мелочи жизни, руководствоваться, так сказать, «чисто этнографическим интересом», чего и всем читателям желаю.
Дмитрий Гаврилов