Asataka (earlyhawk) wrote,
Asataka
earlyhawk

Categories:

"Напиток Жизни и Смерти". Мистерия Мёда и Хмеля, серия "Обычай Веков".

Потрясающая книга об исторических, мифологических и магических корнях культуры пития.

Замечательная работа, написанная в соавторстве двумя старейшими представителями современного российского язычества.

Читается на одном дыхании. Авторы проводят уникальные параллели между отношением к процессу изготовления и ритуального употребления опьяняющих напитков у различных народов индоевропейской группы.

Издание представляет интерес как для язычников, культурологов и религиоведов, так и для широкого круга читателей: несмотря на научность, язык изложения совершенно не тяжёл.

"Обычай пить хмельное на праздниках — вредная привычка или память о священнодействии, исполненном глубокого смысла? Уместно ли говорить о «мистерии» Мёда и Хмеля — двух важнейших составных частей обрядовых напитков наших предков и их сородичей? На обширных исторических, мифологических и других источниках авторы подробно рассматривают тему, приходя к неожиданным выводам, которые заставляют пересмотреть многие устоявшиеся представления о мифологии и духовной культуре индоевропейцев, истоках злоупотребления спиртным в России и первоначальном значении обычаев разных народов Евразии. Включены описания способов приготовления традиционных обрядовых напитков"

Содержание

О подходах и направлениях поиска .............................. 5

Ритуальное опьянение .......................................... 13

Обрядовые напитки
родственных славянам народов .................................. 23

От Диониса до вакханалий ...................................... 32

Свидетельства «Отца истории»
о современных ему варварах ...................................... 41

Мир «котла перерождения» ........................................ 48

Мёд поэзии сумрачных фьордов ................................ 61

Хмельные туманы Альбиона ....................................... 74

Хмельные напитки у славян и русских ...................... 83

«Веселие пити…»? ............................................. 83

Некоторые славянские обычаи
употребления алкогольных напитков ........................105

Священное питьё ...............................................116

Сок смерти… Сок свободы… Сок жизни .................116

Хмель .........................................................145

Сосуд для напитка. Земное ........................................149

Миф о медовом напитке..............................................184

Разрушение обычая на Руси .......................................204

О вреде неумеренного пития .....................................213

Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля

Заключение .....................................................222

Приложение 1. Отрывок из руны XX «Калевалы»
о рождении пива ................................................226

Приложение 2. Повесть о бражнике
како вниде в рай (XVII в.) .....................................237

Приложение 3. Об отношении к напитку
в традиционном древнегерманском обществе
(отрывок из «Саги об Эгиле») ....................................241

Приложение 4. Некоторые виды
древнерусской средневековой посуды .................... ...249

Приложение 5. Некоторые традиционные способы
приготовления хмельных напитков .............................. 257

Варёные меды быстрого приготовления ....................... 262

Сырые меды быстрого приготовления .......................... 264

Медово-яблочный сидр ..........................................264

Приложение 6. Обычаи обрядовых застолий ............266

Литература ....................................................268

Об авторах ....................................................277


Отрывок из книги:

У различных народов место средства, облегчающего (обеспечивающего) общение с богами или духами занимали разные природные вещества или психотехники. По неким причинам у индоевропейцев таким средством стали алкогольные напитки.

Алкоголь и, соответственно, алкогольсодержащие напитки, в разных своих воплощениях первоначально являлся средством вхождения в изменённые состояния сознания. Скорее всего, он был открыт довольно рано, ибо достаточно просто оставить на несколько дней, скажем, болтанку из зёрен, чтобы началось брожение. Само брожение уподоблялось некоему таинственному превращению. Как и многим другим явлениям и процессам, ему были найдены символические подобия, описанные образным языком мифа.

Способность мифа описать через ряды подобий совершенно несвязанные, казалось бы, вещи и выявить скрытые связи между ними поразительна. Так произошло и с хмельным питьём.

Вполне естественно, что у разных родственных народов преимущество отдавалось разным исходным продуктам, однако мёд и вьющееся растение (виноград, хмель) заняли в этом ряду особое место.

Почитание их восходит к достаточно древним временам и в доступных нам проявлениях сохраняет черты разных общественных укладов.

По мере забвения обычая он видоизменяется настолько, что его сокровенный смысл оказывается почти совершенно забытым, настолько, что исследователи индоевропейских древностей полагают предание полностью утраченным.

Скорее всего, полностью восстановить такой миф и в самом деле невозможно. Однако с высокой степенью достоверности можно выделить основные черты такого мифа, которые, как мы полагаем, таковы:

Хмельной напиток есть земное воплощение той Первичной воды, которая была «до появления всего».
Он содержит в себе качества живой и мёртвой воды, каждая из которых способна к превращениям в свою противоположность. Он омывает мир, являясь соком Мирового древа. Он служит питьём (пищей) богов и тот, кто владеет им, способен узреть невидимое и по-
стигать неизвестное.

Именно совокупность перечисленных обстоятельств приводит к тому, что за обладание таким напитком идёт непрерывная борьба между богами Нижнего мира, которые некогда и открыли этот напиток, и между богами Верхнего мира, которые неким образом стремятся сами получить право распределять его.

Сам напиток хранится в сосуде, который может быть понят как своеобразная «модель» Вселенной и на высшем уровне есть сама Вселенная. Сосуд может быть рассмот рен также как «идеальный» человек, или первочеловек. Поэтому в том числе сосуд (котёл, чаша и т. п.) является сосудом перерождения, имеющим важное значение для посвятительных действий.
 




В общем, рекомендую!

"Напиток Жизни и Смерти".
Мистерия Мёда и Хмеля, серия "Обычай Веков".

Д. Гаврилов, С. Ермаков.

Код: isbn 978-5-98882-081-9

Изд-во Ганга, 2009 г.

ЖЖ одного из авторов, Дмитрия Гаврилова: yggeld 


См. также: http://andrey-vl.livejournal.com/543738.html
 и http://andrey-vl.livejournal.com/574370.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments