Лично мне важно, что там наглядно показано утро человечества: мы стали собой именно тогда, когда вышли в море под парусом. Просто забыли, каково это - открытие новых земель, не важно на глобусе или вне его.
Эпос, конечно, показан гротескно: Мауи и Пеле, вероятно, не в восторге. Впрочем, нужно у них спрашивать :)
А кто хочет почитать обо всём этом подробнее - велком: http://www.proza.ru/2003/09/09-23 И скачайте, пока есть откуда.
"Когда первый мужчина построил первую лодку, первая женщина нарисовала на первом парусе солнечный диск и летящую птицу. Птица всегда видит солнце, - сказала она, - и всегда укажет путь. Однажды разразился шторм и отнес лодку далеко в море. Небо потемнело, как ночью. Но тогда птица, нарисованная на парусе, полетела впереди лодки, указывая путь к берегу. Она видела солнце так же, как в самый ясный день - и потому ни сплошные тучи, ни ливень, ни гроза не могли помешать ей найти верное направление. Когда нос лодки ткнулся в песок, птица взмахнула крылом на прощание, и полетела обратно в море, а на парусе осталось только солнце.
С тех пор у людей вошло в обычай рисовать солнце на парусах, а у птиц - сопровождать лодки в открытом море..."
Вот ещё 2 кусочка:
... Кроме собственно поселений палеоантропов (Homo erectus), были обнаружены почти окаменевшие пласты золы от сожженного тростника, толщиной до 2,5 метров. То ли прибрежный тростник выжигали в целях безопасности (от крупных хищников и ядовито-кусачей мелочи), то ли для расширения площади произрастания съедобных растений (и тогда речь идет уже о прототипе сельского хозяйства). Помимо растительных культур, палеоантропы кормились охотой на околоводных птиц и травоядных, а также рыболовством (причем ловить рыбу они выходили на лодках или плотах). Как известно, у тростника острые кромки листьев, способные наносить глубокие порезы - и, как оказалось, палеоантропы носили защитную одежду из шкур. В отношении инструментальной культуры - палеоантроп изготавливал и использовал более 20 типов инструментов, каждый из которых был предназначен для конкретной цели и соответствовал определенным "стандартам".
Кроме всего прочего, археологи обнаружили бусинки, сделанные, вероятно, из скорлупы страусиных яиц (видимо, ожерелья из таких бусинок были в моде 200 тысяч лет назад).
Наконец, самая сенсационная находка - остатки дома, возраст которого также 200 тысяч лет. Стены каменные, из блоков кварцита и песчаника. Крыша, вероятно, была камышовой и, естественно не сохранилась, посреди земляного пола был расположен примитивный очаг.
ПАУЗА - дальше палеонтолог задумывается.: одно дело - изучать образ жизни разумных животных (пусть даже и почти людей), и совсем другое - изучать культуру племен, строящих каменные дома и занимающихся чем-то, подозрительно похожим на земледелие. Этим уже должен заниматься историк.
Итак, палеонтолог зовет историка.
"Что случилось?" - спрашивает тот.
"Вот, - говорит палеонтолог, демонстрируя реконструкцию первобытного поселка и его окрестностей - это уже по твоей части."
"А это который век?" - интересуется историк.
"Это 200 тысяч лет назад плюс-минус 10%" - честно отвечает палеонтолог.
"Тогда еще людей не было, - сообщает историк, - разве что троглодиты..."
"А это, - говорит палеонтолог, - смотря кого считать людьми."
Возникает некое видение. Тропики, побережье, полдень. Троглодит чинит лодку и собирает снасти - наверное, вечером собирается рыбачить. Над камышовой крышей небольшого каменного домика поднимается дым - похоже, троглодитка готовит обед. Троглодети копаются на расчищенном земельном участке, подозрительно напоминающем огород. В общем, идет будничная троглодитская жизнь.
"Это что же делается? - возмущенно говорит историк, - ведь известно, что семья возникает только в неолите, около 5000 лет до н.э."
"Происхождение семьи, частной собственности и государства", - комментирует палеонтолог, - но они тут политически неграмотные, Энгельса не читали."
Так или иначе, 200.000 лет назад, и каменные дома, плоты и лодки уже прочно входят в повседневный обиход человека.
Можно считать, что цивилизация началась, а вместе с ней - и история.
***
К каменным домам мы еще вернемся, а сейчас займемся плотами и лодками.
***
В 60-е - 80-е г. XX в. в Бразилии археологами из университета Сан-Паулу были обнаружены следы первобытных стоянок и палеолитическая наскальная живопись, древнейшие образцы которой датированы 46-м тысячелетием до н.э. Несколько позже были найдены захоронения людей негроидной расы, сходного с австронезийскими аборигенами типа, а также инструменты - и тому и другому не меньше 50 тысяч лет. Ошибка датировки практически исключена - среди наскальных изображений есть рисунки гигантских броненосцев, вымерших еще до начала ледникового периода. Ошибка с определением расы - также исключена, поскольку было исследовано более десятка хорошо сохранившихся черепов. В этот период "сухого" пути из Азии в Америку Берингии попросту не существовало, так что остается лишь трансокеанская версия.
Для справки: расстояние от Австралии до южноамериканского побережья - более 13 тысяч километров. Впрочем, скорее всего, палеолитические мореплаватели делали остановки на островах (если плыли через Тихий океан) или в Африке (если через Индийский и Атлантический). Кстати, именно в пещерах Западной Австралии найдены древнейшие в мире изображения лодок. Эти изображения датируются примерно 60-м тысячелетием до н. э. Судя по рисункам, первобытные австралийцы не просто строили лодки и плоты, но и вполне разумно проектировали разные их виды для тех или иных целей.
В поисках древнейшего плавсредства, на котором технически можно пересечь океан, естественным представляется обратиться к технологиям мореплавания, сохранившихся с первобытных времен - и здесь мы видим казалось бы, общеизвестный факт, на который почему-то никто не обращает внимания. Этот факт - существование полинезийского судостроения и навигации, восходящее к эпохе палеолита. Полинезийская "проа" - лодка с аутригером (выносным противовесом), т.е. несимметричный катамаран, при крайней простоте конструкции обладает и хорошими скоростными качествами и исключительной устойчивостью позволяющими совершать серьезные морские походы. Проа состоит из основной лодки (выдолбленного ствола дерева), аутригера (обтесанного бревна) и двух поперечин, соединяющих лодку с аутригером. Обычно проа имеет наклонную мачту и треугольный либо трапециидальный парус из циновок (благодаря которому она может идти при боковом ветре). Иногда для увеличения полезной площади на поперечины, соединяющие лодку и аутригер, укладывается легкий деревянный настил. Иногда используется два аутригера, по одному с каждой стороны. Управляется проа поворотом паруса и рулевым веслом. Аналогичные лодки с аутригерами до сих пор используются рыбаками не только в Океании, но также в Кении, Танзании и Юго-Восточной Азии. Современные спортивные катамараны и тримараны отличаются от проа только используемыми материалами - конструкция же принципиальных изменений не претерпела. Тем не менее, на них не только пересекают океаны, но даже устраивают кругосветные регаты...
СТОП - дальше палеонтологу уж точно делать нечего. Одно дело - изучать образ жизни разумных животных (пусть даже и почти людей), и совсем другое - изучать культуру племен, осуществляющих рейды через океаны.
Итак, палеонтолог сам себе говорит "СТОП" и зовет историка.
"Что случилось?" - спрашивает тот.
"Вот, - говорит палеонтолог, демонстрируя реконструкцию парусной лодки с балансиром - это уже по твоей части."
"А это который век?" - интересуется историк.
"Это 50 тысяч лет назад плюс-минус 10%" - честно отвечает палеонтолог.
"А, может, у тебя ноль лишний?" - с надеждой спрашивает историк.
"Это почему?" - не понимает палеонтолог.
"Потому, - поясняет историк, - что плавать в море под парусом придумали в начале 3-го тысячелетия до н.э., т.е. примерно 5 тысяч лет назад."
Палеонтолог сверяется по распечатке с анализатора С-14, старательно пересчитывая нули.
"Нет, - говорит он, - не 5 тысяч, а 50. Это не у меня ноль лишний, а у тебя одного не хватает."
"У меня, - обижается историк, - все нули уже 300 лет как посчитаны."
"А у меня, - говорит палеонтолог, - они посчитаны СЕГОДНЯ."
"Ты хочешь сказать, что эти троглодиты 50 тысяч лет назад переплыли Атлантический океан?" - уточняет историк.
"Или Тихий", - говорит палеонтолог.
Историк вздыхает. Но неожиданно его осеняет идея:
"Слушай, - говорит он, - а может, у тебя реконструкция лодки неправильная? Может они по течению на какой-нибудь коряге плыли - как зайцы у деда Мазая?"
"4000 километров?" - спрашивает палеонтолог.
"А если через другой океан?"
"Тогда в два-три раза больше."

Дальше думайте сами :)