Насколько я помню, в ленте есть люди, живущие в Японии или работающие с японцами.
Было бы очень интересно узнать из мнение, а также мнение современных традиционалистов России, вот об этом интервью с Миядзаки:
Тикуси: И все-таки, именно невольно вырвавшимся словом люди часто высказывают суть, отбрасывая ненужное.
Миядзаки: Вы же знаете – стало слишком много японцев, которые шли к Сиба-сан, чтобы узнать путь в будущее. А его и самого точно так же очень волновал вопрос о том, что станет с Японией. На самом-то деле неизвестно, каким будет этот путь. Ему было очень тяжело из-за того, что на него взвалили эту ношу… Я, правда, и сам при встречах не мог удержаться – спрашивал его о том же. А теперь и до меня дошла очередь: приходится отвечать что-то серьезное, когда мне тот же вопрос задают люди моложе меня.
Мы воевали с помощью винтовок и проиграли. Стали воевать экономически, и на те острова, куда мы ездили с винтовками, теперь отправляются туристы с деньгами. Давно уже было понятно, что этому тоже скоро наступит конец. И вот сейчас мы к нему пришли.
Поэтому в эпоху деградации японцев меня больше всего волнует даже не то, будет ли продолжаться дальнейший рост экономики, и не то, что там с мультимедийными технологиями. Меня волнует, здоровы ли в нашей стране дети, веселы ли они, вот что.
То есть, когда люди ведут здоровую жизнь, страна может быть и бедной. Все равно весь мир, а особенно Восточная Азия вскоре будет ввергнута в хаос из-за демографического взрыва, из-за экономических проблем и так далее. Теперь уже ясно видно, что нынешняя эпоха совсем не та, что в дни нашей молодости, когда впереди всегда был виден свет.
И когда осознаешь, что наши дети, наши внуки растут в этом всем, начинаешь задумываться: «А что же я могу им дать? Да ничего я им не даю».
Наверное, размышления о том, как поступать, должны быть практическими, должны основываться на том, что вообще ты лично можешь сделать. А дальше нужно действовать в этих рамках – по-другому никак.
Я считаю, надо менять начальную школу. Восстанавливать что-то, когда ребенок уже учится в школе второй ступени3 или в старших классах, бесполезно.
В Японии после поражения в войне одно время были популярны комиксы, где дети действовали гораздо активнее взрослых: «Призрачный детектив», «Могучий Атом», «Маленький король»4 и другие. Взрослым просто перестали верить. Возьмите, например, «Маленького короля»: в Европе героем непременно стал бы мускулистый красавец-мужчина Тарзан, а в послевоенной Японии там появляется мальчик. Было время, когда это звучало более убедительно.
Мне кажется, тогда существовала такая точка зрения, что человек, взрослея, становится несвободным, а вот в детстве он полностью свободен. А потом незаметно детство сделали периодом инвестирования во взрослую жизнь. Эти предварительные инвестиции теперь выходят нам боком.
Поэтому всяких проблем, например, с прогоревшими на вложениях в недвижимость компаниями, хватает, но наша самая большая неудача – это, наверное, дети. Да, говоря откровенно – большая неудача.
Тикуси: Все, включая СМИ, ведут дискуссии о проблемах образования в тщетных надеждах на какие-то изменения. Вы сейчас упомянули начальную школу. Но ведь обычно говорят о проблемах на более высоких ступенях. Скажем, о том, что уровень японской начальной и средней школы, включая процент грамотности и тому подобное, в каком-то смысле самый высокий в мире, а проблема – в университетском обучении.
Но если спросить тех, кто работает в самом образовании, то университетские профессора говорят: мол, что мы можем сделать, когда к нам приводят ребят, которых так учили в старших классах. Если обратиться к учителям старших классов, они сетуют, что сделать ничего нельзя, потому что таких детей воспитывает школа второй ступени. Учителя школы второй ступени валят все на начальные классы. Все эти дискуссии об образовании – это просто перекладывание ответственности на других по кругу. Кто винит министерство образования, кто – общество, кто говорит, что виноваты родители, а кто – что сами дети. А Вы все-таки считаете, что виновата начальная школа?
Миядзаки: Нет, с детского сада все это. Учить детей буквам в детском саду – значит, убить в них способность самостоятельно выражать свои мысли. Примерно в пятом классе, когда ребенок начинает придумывать повести, где сам выступает в качестве главного героя, ему на лоб – шлеп! - лепят клеймо «Не годен!», а от такого он уже не может оправиться.
Я считаю, что детство существует не для взрослых. Детство – для детства, для того, чтобы ощущать то, что можно ощутить лишь в детстве. Опыт, в детстве полученный в течение пяти минут, качественное превосходит опыт, который взрослый получит в течение года. Поэтому и психологические травмы в это время могут появиться. Обществу придется поломать голову над тем, как обеспечить детям в этот период спокойное существование.
Постоянно слышишь: «индивидуальность», «индивидуальность». Но любая индивидуальность рождается из детского опыта. Изначально никакой индивидуальности не существует. Поэтому нужно прекратить разговоры о развитии индивидуальности, а взять и выпустить детей из-под надзора взрослых. Тогда дети будут играть, даже если у них не будет специально предназначенных для этого мест.
***
Этот текст и продолжения:
http://community.livejournal.com/miyazaki_ru/311622.html
http://community.livejournal.com/miyazaki_ru/311930.html
http://community.livejournal.com/miyazaki_ru/312307.html
http://community.livejournal.com/miyazaki_ru/312541.html