Asataka (earlyhawk) wrote,
Asataka
earlyhawk

Categories:

Ещё один весьма, весьма толковый текст А. Розова:

 - Современные люди ужасно испорчены, - пожаловался Пастор, - вот вы, например.
- Что – я? – спросил Инженер, не отрываясь от экрана бортового монитора.
- Вы тоже испорчены. Вы ведь не верите в Бога.
- В кого?
- В единого Господа, творца неба и земли.
Инженер тактично ответил:
- Понимаете, святой отец, у меня немного другая работа. Я об этих вещах как-то не особо задумываюсь.
- Первые люди тоже не задумывались, они просто знали Бога, - наставительно сказал Пастор, - даже после грехопадения, они помнили о должной благодарности к Создателю. Нынешнее же люди вовсе забыли чувство благодарности, отдав душу нелепым механическим идолам, которых сами и создали.
- Нелепым – это точно, - согласился Инженер, сосредоточенно двигая указательным пальцем по поверхности сенсорной панели, - когда наконец создадут нормальную прогу, которая бы корректировала параметры этого долбаного тахионного поля.. Софт – отстой, программисты - ламеры. Прикиньте, святой отец, навигационная прога сглючила. Еще шесть тактов, и нас бы выбросило на отметке 40 миллионов лет, а не 40 тысяч. Проповедовали бы там динозаврам… Или динозавры вымерли раньше? Вы не помните?
- Э… Сын мой, а почему 40 тысяч лет? Первые люди были сотворены 5508 лет назад. И ваша компания обязалась…
- …Доставить вас к стоянке первых людей современного типа в междуречье Тигра и Евфрата, южнее 33 параллели, - перебил Инженер, - Так написано в контракте с Ватиканом и именно за это нам платят деньги. Было бы написано 5508 лет – доставили бы туда и тогда. Нет проблем. Желание туриста для нашей фирмы – закон. Но в контракте написано «к стоянке первых людей современного типа», а это 42968 лет назад.
- Вы уверены? – обеспокоено спросил Пастор.
- На все сто. Вчера делал контрольный рейс, договорился с этим парнем о вашей встрече.
- С Адамом?
- С Огером. Это вождь их племени.
- Какого племени? – удивился Пастор, - их должно быть двое: Адам и Ева…Даже если у них появились дети, то это - одна семья, а не племя …
Инженер вздохнул и закурил сигарету.
- Святой отец, это ваши и наши юристы составляли, а я в таких тонкостях не разбираюсь. Там полста кроманьонцев, примерно. Огер – главный. С ним все согласовано. И, пожалуйста, наденьте транслятор – мы уже причаливаем.

Огеру нравилось перед сном сидеть у костра, одному. Позже, через тысячелетия, это будет называться «строить планы», но Огер никак это не называл. Просто хорошему вождю надо думать о том, как племя будет жить завтра, и через одну луну, и через одно солнце. Огер – хороший вождь, он каждый вечер об этом думает. Поэтому его племя сыто, женщины красивы, мужчины сильны, дети здоровы. Соседи уважают племя Огера. Придя к такому выводу, Огер порадовался, подбросил веток в костер и стал думать дальше.
Иногда появляются люди издалека. Из других мест, далеко отсюда. Огер всегда приглашает таких к костру и дает им вдоволь еды. А они рассказывают, что происходит вокруг. Хорошему вождю надо знать, что происходит вокруг. Огер – хороший вождь. Он слушает их рассказы и всегда знает, где есть места для охоты, а где – для стойбища, где мужчины найдут хорошие камни для наконечников копий и где женщины найдут нужные травы для лечения раненых или заболевших.
Вот сегодня пришел человек из совсем далеких мест. Раньше Огер не слышал про такие. Его зовут Инженер и он друг. Они с Огером обменялись подарками, и Инженер вернется после заката, с еще одним человеком, которого зовут Пастор. Хочет поговорить. Это хорошо. Огер послушает.

- Огер, это – Пастор. Пастор, это – Огер, - сказал Инженер и, потянувшись, улегся на травку, всем своим видом давая понять, что предстоящая беседа его ни капли не интересует.
- Очень приятно, - сказал Пастор.
- Да, - согласился вождь, - хорошее место. Лучше, чем та сторона реки.
Пастор смущенно кивнул, вспомнив «наставление проповедующим среди троглодитов». Надо было поздороваться иначе, пожелать удачной охоты, например…
- А твое стойбище? – спросил Огер, - оно тоже в хорошем месте?
- В очень хорошем. Но есть и еще лучше. Намного лучше.
- Всегда есть места еще лучше, - стараясь выглядеть равнодушным, откликнулся Огер. Он хитер. Он знает, как разговорить чужого человека.
- Есть такое место, лучше которого не бывает, - возразил Пастор, - там нет врагов, там никто не болеет, не голодает. Там не бывает жары, холода, непогоды.
- Хорошее место, - согласился Огер, еще более старательно поддерживая равнодушный вид, - а давно ты был там?
К этому вопросу Пастор, конечно же, был готов.
- Сам я не был. Но знаю людей, которые туда ушли. Они очень счастливы.
Такой поворот дела совершенно не удивил вождя.
- Лучшие места занимают быстро, - с философским спокойствием заметил он, - и охраняются хорошо. Мы тоже охраняем свое место. Ни одно место не прокормит всех.
- Нет, - торжественно объявил Пастор, - место, о котором я говорю, прокормит всех. И туда каждый может попасть, это нетрудно. Я знаю путь.
- А как далеко это место? Сколько дневных переходов?
- Это место – особенное, путь к нему измеряется не в дневных переходах, а в стремлении к Богу. Ты знаешь о Боге, Огер?
- Не знаю, - ответил вождь, - а кто он?
- Бог - это тот, кто создал небо и землю.
- Как? - спросил Огер.
- Просто сказал: да будет небо – и появилось небо. Сказал: да будет земля – и появилась земля.
- А где он жил, когда не было земли?
- Бог – везде, - объяснил Пастор, - он не нуждается в земле.
- А, - сказал Огер, - это – дух. Мы знаем духов.
С этими словами он поднялся и зашагал в темноту.
Пастор вежливо похлопал по плечу Инженера.
- Что? – спросил тот.
- Этот Огер как-то странно отреагировал, вам не кажется? Может быть, его так поразила весть о Боге?
- Не думаю, что она его поразила – просто у них тут тоже специализация. Он услышал про духа и, естественно, пошел за Унасом. Это их шаман, толковый парень, кстати.
- Шаман? Разве уже есть шаманы?
- А как же, - авторитетно подтвердил Инженер, - уже примерно 20 тысяч лет, как они есть.
- Простите, - возмутился Пастор, - но о каких 20 тысячах лет речь? Это ведь первые люди современного типа, так должно быть по контракту.
- Первые люди в междуречье Тигра и Евфрата, южнее 33 параллели, - напомнил Инженер, - но не первые вообще. Это племя раньше жило в Африке, потом, лет 300 назад стало откочевывать на север, пересекло Аравию, а в позапрошлом году оказалось здесь. Первые люди, которые форсировали Евфрат. Все честно… Ну вот, все правильно. Оба идут сюда. Хэлло, Унас, рад тебя видеть.
- И я рад тебя видеть, Инженер. И тебя, Пастор. Ты – тот, кто говорит с духом, который был в самом начале?
- Да, я говорю с ним. И иногда он мне отвечает.
Сказав это, Пастор подумал, что не слишком сильно соврал на счет «отвечает». А если даже и соврал – то для пользы дела.
Унас удовлетворенно кивнул:
- Наверное, это сильный дух. А что он может?
- Он может все, - не задумываясь, ответил Пастор.
- А он может сделать, чтобы в реке всегда было много рыбы, и чтобы стада антилоп всегда паслись поблизости от нас?
- Может.
- А он может сделать, чтобы никто в стойбище не болел лихорадкой?
- Может.
- Очень полезный дух, - заключил шаман, - а что он за это хочет?
- Ничего, - торжественно сказал Пастор, - Он хочет только, чтобы его любили.
Унас снова кивнул и спросил:
- А этот дух – мужчина или женщина?
- Мы обращаемся к нему, как к мужчине, - дипломатично ответил Пастор.
- Я понял тебя. Сколько женщин должны любить этого духа и как часто?
- Подожди, Унас, ты неправильно меня понял. Я не имел в виду что… Бог хочет, чтобы его любили не так, как... Не так, как женщина любит мужчину.
- А! Теперь я понял. Этот дух – мужчина, предпочитающий мужчин. И сколько мужчин должны…
- Нет! Он совсем не этого хочет! – возмутился Пастор, - он хочет только, чтобы люди соблюдали несколько простых правил. Во-первых, не обращались к другим богам… В смысле духам.
- Если этот дух будет исполнять все наши желания, то другие нам не нужны, - легко согласился Унас.
- Во-вторых, один день из семи не делать никаких дел, а только думать о Боге.
- Если будет столько дичи и рыбы, то мы можем бездельничать хоть шесть дней из семи, - вставил Огер. Пастор счел за благо пропустить его реплику мимо ушей и продолжил:
- В третьих, надо быть честным, заботиться о родителях, не воровать и не убивать.
- Не убивать? – переспросил Огер, - а что же мы будем есть?
- Не убивать людей, - уточнил Пастор.
- А если на нас нападут?
- Тогда можно, - вздохнул Пастор, - а просто так людей убивать нельзя.
- Просто так никто никого не убивает, - буркнул Огер.
- Что-нибудь еще? – спросил Унас.
- Не прелюбодействовать.
Транслятор пискнул: «прелюбодействовать: термин не интерпретируется на целевом языке».
Пастор в некоторой растерянности обернулся к Инженеру.
- Вы не подскажете, как перевести слово «прелюбодействовать» на местное наречие?
- Нет проблем, святой отец – если вы объясните мне, что оно значит на нашем наречии.
- А Вы не знаете?
- Разве что, очень приблизительно. Это ведь о сексе, верно?
- Это – о греховном, нецеломудренном сексе, - строго поправил Пастор, - целомудренный же секс, между мужчиной и женщиной, состоящими в законном браке, церковь приветствует.
Пока он произносил эту фразу, транслятор пискнул пять раз.
Инженер удрученно развел руками.
- Святой отец, мне очень жаль, но того, что вы сейчас сказали, даже я не понял, а эти ребята точно не поймут.
- Почему не поймем? – обиженно спросил Огер, - он спрашивает, как найти красивую женщину на эту ночь. А ты не знаешь, как. Не беспокойтесь, в нашем племени очень красивые женщины. И они любят необычных людей. Вы оба им понравитесь.
Пастор густо покраснел.
- Вы не отключили транслятор, - пояснил инженер, - и он перевел все, что мог: «это – о… сексе, … секс, между мужчиной и женщиной … со стоящими в законном … приветствует». Они поняли это так, что у вас, святой отец, извиняюсь, уже стоит, а женщин что-то не видно…
- У сильного мужчины должен стоять, - веско подтвердил Огер, сопроводив свои слова жестом, ничуть не изменившимся за 40.000 лет.
- Я говорил не об этом, - стал объяснять Пастор, - а о том, что Богу угодно, чтобы у каждого мужчины была своя женщина, а у каждой женщины – свой мужчина.
Унас пожал плечами:
- Это понятно.
- Одна женщина, один мужчина, - уточнил Пастор, - у нее никогда не должно быть других мужчин, а у него – других женщин. Вот чего ждет от нас Бог.
Огер в недоумении почесал бока и проворчал:
- Бывает, что женщине понравился другой мужчина или мужчине - другая женщина. Бывает, что мужчина ушел за добычей и его нет две луны. Тогда другой мужчина спит с этой женщиной и защищает ее детей – правильно?
- Неправильно. Так делать нельзя. Бог не хочет, чтобы мы так делали.
- Почему? – спросил Унас.
- Бог дает нам жизнь и пищу, чтобы мы соблюдали его закон.
- Дух по имени Бог пока ничего нам не дал, - заметил Унас, - мы можем сделать, как ты говоришь, хотя это очень странно. Но сначала мы должны знать, когда он даст нам много добычи. Ты можешь это сказать?
- Этого никто не может сказать. Но Бог вас не оставит, если вы будете жить по его закону.
- Я не понимаю. Если этот дух может все, почему он не может дать нам много добычи к следующей луне?
- Он может, конечно, - сказал Пастор, - но он сам решает, когда и что дать нам. Он может испытывать нас трудностями, но если мы соблюдаем его закон, то и после смерти он может вознаградить нас счастливой жизнью.
- После смерти я попаду на поля счастливой охоты, - возразил Унас, - зачем мне там этот дух? Я сам буду духом, как мои предки. А я спрашиваю о добыче, которая нужна нам сейчас, когда мы живем на этой земле.
- Бог лучше нас знает, в чем мы действительно нуждаемся. Как мы лучше знаем, что нужно нашим детям. Поэтому, все, что Бог посылает нам, это надо принимать с благодарностью – это всегда для нашей же пользы.
- Чем больше ты говоришь, тем меньше я понимаю, - заметил Унас, - ты говоришь о детях, а мы не дети. И мы сами знаем, что нам нужно. Если дух, про которого ты говоришь, не хочет дать это - то зачем он нам нужен?
Пастор вздохнул и спросил
- У тебя есть дети, Унас?
- У меня три сына и одна дочь, - с достоинством ответил шаман.
- Они уважают тебя, слушаются тебя?
- Да. Я же их отец.
- Правильно, - сказал Пастор, - а Бог – это наш общий отец, и твой – тоже. И его надо слушаться.
- Ты что-то путаешь, - ответил Унас, - этого духа я не знаю, и моя мать его не знала. Он точно не мой отец.
Пастор снова вздохнул.
- В том-то и дело, что ты не знаешь Бога. Когда ты обратишься к нему, он откроется тебе и ты поймешь: он и есть твой небесный отец.
- Ты прав, Пастор, - неожиданно согласился Унас, - чтобы узнать его, надо к нему обратиться. Ты мне поможешь?
- Конечно! Я прямо сейчас научу тебя самой простой молитве.
«молитва: термин не интерпретируется на целевом языке» - пискнул транслятор.
- Я прямо сейчас научу тебя, как говорить с Богом, - уточнил Пастор.
- Хорошо, - снова согласился шаман, - прямо сейчас.
Он вынул из мешочка на поясе два маленьких предмета, похожих на горошины. Один бросил себе в рот, а второй протянул Пастору.
В «наставлении проповедующим среди троглодитов» было сказано, что поделиться едой – это высшая форма доверия у отсталых племен. Поэтому Пастор, ни секунды не колеблясь, принял угощение. На вкус эта штука оказалась сладковатой и пронзительно-терпкой, от нее сводило скулы, но Пастор, беря пример с шамана, упрямо пережевывал ее, глотая обильную слюну.
- Надеюсь, святой отец, вы знаете, что делаете, – как будто издалека раздался голос Инженера.
- О чем вы? – спросил Пастор, с трудом ворочая немеющим языком.
- Я, конечно, извиняюсь, - пояснил Инженер но, похоже, вы приняли какой-то местный наркотик. Или психотропный препарат.
- Да? – растерянно произнес Пастор куда-то в сгущающееся вокруг сплетение оранжевых лиан, на которых висели диковинные плоды в виде пульсирующих радужных пузырей.

Огер одобрительно оглядел два обмякших тела и сообщил:
- Отправились на поля счастливой охоты, говорить с духами. Важное дело.
- А это не опасно?
- Опасно, - ответил вождь, равнодушно пожав плечами, - разговаривать с духами опасно. На охоте тоже опасно. Жить всегда опасно.
- Просто не хотелось бы, чтобы мой подопечный склеил ласты, - пояснил Инженер, нервно закуривая сигарету, - я как-никак за него отвечаю.
- Склеил ласты? Как это?
- Это у нас выражение такое. Если кто-то помер, говорят «склеил ласты»… и мне придется объяснять целой куче людей, почему так вышло.
- Не думай о неприятностях, которых нет, - посоветовал Огер, - если помрет, тогда и будешь думать. Лучше расскажи мне, как устроена штука, которой ты добываешь огонь.

Пастор чувствовал себя так, будто им выстрелили из пушки. Стремительный полет сквозь оранжевые джунгли, а затем – невесомость. Парение в густо-синем небе среди мерцающих звезд, над странным ландшафтом, похожем на причудливые холмы, поросшие яркими фосфоресцирующими цветами. И эти цветы пели, каждый цветок – на своей ноте.
- Пастор! – окликнули его.
Повернувшись, он увидел летящую рядом белую птицу, похожую на аиста – и сразу подумал: «это Унас».
- Показывай, в какую нам сторону, - сказал аист.
«Я же обещал ему встречу с Богом», - вспомнил Пастор, и крикнул:
- Вверх! Выше небес! Нам – туда!
Они оба взмыли почти вертикально, пронзая пушистые розовые облака, и вот уже земля исчезла. Вокруг была бархатная на ощупь черная пустота, и эта пустота неспешно вращалась вместе с ними.
«Вращение всегда происходит вокруг центра, - подумал Пастор, - и, конечно же, этим центром может быть только Бог».
Не говоря ни слова, он направил свой полет туда, к центру. Мимо в разных направлениях пролетали тени фантастических существ, обрамленные по контуру всполохами алого пламени. Некоторые вроде бы окликали его разными именами, но он не отвечал и лишь сильнее работал крыльями – а впереди уже виднелось теплое пятнышко теплого золотистого света...



- Уф! – выдохнул Инженер, закончив очередной рисунок на глине, - а теперь понял?
- Ага, - пробурчал Огер, - теперь понял. Здесь я тяну, а там получается сила четырех человек. Верно?
- Ну, слава богу, - облегченно сказал Инженер. Только сейчас он сообразил, что хитрющий кроманьонский вождь незаметно перевел разговор с зажигалок на колесики, с колесиков – на колеса и, в итоге, за три часа стал счастливым обладателем некоторых знаний о катках, рычагах, лебедках и клиньях.
- А бог, которого ты назвал – это дух, про которого говорил Пастор? он научил вас делать такие устройства?
- Да нет, это мы сами. Пробовали делать – и научились. А про бога – это выражение такое.
- Как «склеить ласты»? – спросил Огер.
- Вроде того. Если что-то получилось, говорят «слава богу», а если нет – то «черт побери».
- Черт – это тоже дух?
- Ну, да. Как будто есть добрый дух – «бог» и злой дух – «черт».
- Ты сказал «как будто», - заметил Огер, - а как на самом деле?
- Пастор считает, что они и на самом деле есть, эти бог и черт. А на самом деле – какая разница. - Разница есть. Пастор сказал, что этот бог может дать нам очень много добычи.
- Может, - согласился Инженер, - если вы умеете очень хорошо охотиться.
Огер некоторое время чесал в затылке, а потом хлопнул Инженера по плечу и следующие несколько минут оглушительно ржал. Так родился жанр первобытного анекдота.


- Куда ты! – послышался недоуменный голос Унаса, - там Жаба!
И тотчас же Пастор увидел, куда летит. Циклопическая воронка, заканчивающаяся в пасти некоего чудовища, идеально-симметричная бесформенность которого действительно вызывала ассоциации с жабой. Гигантской золотисто мерцающей жабой. Она была еще далеко – но даже на таком расстоянии ощущался исходящий от нее нестерпимый звездный жар. Целые планеты, сталкиваясь и дробясь, рушились в этот жар, мгновенно вскипая и истаивая, как мелкие льдинки на раскаленной сковороде.
Пастор в панике развернулся и заработал крыльями в обратном направлении, но стремительно закручивающийся поток пустоты неудержимо тащил его назад, к жерлу воронки.
- Смотри на меня! – крикнул ему Унас, - я буду держать твой взгляд, а ты лети что есть силы! Отбрось страх! Лети поперек потока! Покажи свою волю – и жаба отпустит тебя!


- Унас возвращается, - заметил Огер.
Действительно, шаман зашевелился, затем открыл глаза и уселся на пятки.
- Как там Пастор? – спросил Инженер
- Вернется. А если будет учиться – станет хорошим шаманом. Только ему надо понять. Одни вещи существуют вокруг него, а другие – только в его голове. И не путать одни с другими.
- В его голове тот странный дух, который все может? – догадался Огер.
Унас молча кивнул.
Тем временем, Пастор зашевелился, открыл глаза и начал дико озираться по сторонам.
- Вы в порядке, святой отец? – участливо спросил Инженер.
- Д.. д… да, - с некоторым трудом произнес Пастор.
- Ну, слава богу, - констатировал Огер, - а мы боялись, что ты ласты склеишь.


- Эти первобытные люди ужасно испорчены, - пожаловался Пастор, - вот этот Огер, например.
- Что – Огер? – спросил Инженер, не отрываясь от экрана бортового монитора.
- Тоже испорчен. Держит при себе чернокнижника. А тот поклоняется бесам.
- Кому?
- Бесам. Он чуть не утащил меня прямо в геенну. Я видел адское пламя также ясно, как сейчас вижу вас.
- Возможно, святой отец, это было просто действие наркотика, - предположил Инженер, - ведь вы оба впали в транс…
- Это – не наркотик, - перебил Пастор, - неужели я стал бы употреблять наркотик? Это тот самый плод с дерева познания, который меня хитростью заставили употребить. Но я не поддался его действию. Теперь я знаю, как случилось грехопадение, как первые люди забыли должную благодарность к Создателю и искусились ложным сатанинским знанием. Нынешние люди хоть и испорчены, но, все же, не служат демонам ада. А значит, путь к спасению не закрыт для них… Инженер, не найдется ли у вас что-нибудь сильнодействующее от головной боли?
- Вам же Унас предлагал травку, которое снимает похмелье… Извините, святой отец, я имел в виду болезненное состояние от этих…
- Плодов с дерева познания добра и зла, - подсказал Пастор, - ложного познания, разумеется. Неужели вы думаете, что я мог принять зелье из рук чернокнижника?
- Ну конечно не могли, - тактично согласился Инженер, - ничего страшного, в аптечке есть новейший анальгетик, действует практически моментально.
Он порылся в аптечке и протянул Пастору пластмассовую коробочку. Пастор скривился: на этикетке был изображен скверный языческий символ – змей, обвивающий чашу…

alex_rozoff 
Subscribe

  • Почему Черногория не в ЕС?)

    А потому, что невыгодно. По совокупности причин. Вот только одна: Ракийца!) Монтенегро - единственная страна Европы, на территории которой: 1)…

  • Слово Куприну:

    ...В четвертой роте числится сто юнкеров, но на рождественские каникулы три четверти из них разъехалось из Москвы по дальним городам и родным тихим…

  • Буду там послезавтра, проверю)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Почему Черногория не в ЕС?)

    А потому, что невыгодно. По совокупности причин. Вот только одна: Ракийца!) Монтенегро - единственная страна Европы, на территории которой: 1)…

  • Слово Куприну:

    ...В четвертой роте числится сто юнкеров, но на рождественские каникулы три четверти из них разъехалось из Москвы по дальним городам и родным тихим…

  • Буду там послезавтра, проверю)