Итак:
Крещение Руси.
ТВ-семинар Андрея Сахарова (не путаем: не физик, не правозащитник и не лауреат Нобелевской премии), директора Института Российской истории, д.и.н. АН РФ, члена-корреспондента АИН РФ
РЕН-ТВ, 25.01.11 примерно в 04.00-05.00.
В своих рассуждениях он то топтался на месте, то петлял, возвращаясь к некоторым вопросам по несколько раз, показывал их под разным углом и предлагая разные версии – ниже я постарался привести его размышления в относительно стройную логическую систему.
Крещение Руси – не одномоментное явление, не волевой разовый акт, но очень растянутый многозначный и болезненный процесс.
Можно сказать, что крещение растянулось на период с 8 до 10 в., в отдельных регионах – и до 12 в., но обязательно нужно помнить, что и в России 17 века оставались неохваченные христианизацией населения районы.
Вообще массив информации о крещении Руси мы получаем в сумме из дошедших до нас летописей, в том числе – и из зарубежных источников. Поэтому многие версии достаточно противоречивы, а некоторые – и не очень достоверны. К тому же ряд важнейших документов, например, «Повесть временных лет», дошел до нас только в копиях – оригиналы утрачены, и мы не можем отследить ошибки и разночтения, возможно внесенные переписчиками.
В целом картина складывается такая.
Некоторые русичи – достаточно многие – принимали христианство задолго до официального крещения. В основном это были ездившие в Константинополь купцы и их охрана, а также попадавшие туда дружинники. Они становились христианами, впечатляясь учением и силой веры – и служили новой вере достаточно тайно, поскольку их обращение было незаконно: они и предположить не могли, что христианство будет принято на Руси официально.
Сам Владимир крестился в 989 году в Херсонесе (ныне – окраина Севастополя) вслед за ним крещение приняли и сопровождавшие его дружинники [что они все та делали, нам не рассказали]. Версий, описывающих процесс крещения, как минимум две: по одной таинство совершали греческие монахи из Византии, по второй – это были болгарские миссионеры. По крайней мере, киевлян скорее всего крестили именно болгары.
Это не было вопросом веры – по крайней мере, в чистом виде – но расчетливым многоходовым политическим шагом: в первую очередь, Владимир хотел заручиться экономической и политической поддержкой Византии. Достаточно простым способом достижения цели была женитьба Владимира на византийской принцессе Анне – но Византия заявила, что христианка не может выйти за язычника, и это решило дело. Кстати уж, после принятия князем крещения Анну ему привезли только через год, и Владимир полагал, что его обманули.
Кстати, исламизация Руси была неинтересна Владимиру политически – поэтому его отказ от принятия мусульманства в качестве государственной религии под предлогом невозможности жить в трезвости («Веселие Руси есть пити») следует считать всего лишь вежливой шуткой.
Дружина приняла объяснение необходимости смены веры легко. Дело в том, что новая религия, в отличие от язычества, предполагала и предлагала бессмертие как минимум души, а то и воскресение во плоти – а это было достаточно важно для воинов.
Крестить остальную Русь Владимир изначально не планировал – но уже через несколько месяцев принял такое решение. Киев крестили в 990 году – как говорилось выше, для этого были приглашены болгарские миссионеры.
Разумеется, крещение не было добровольным: народ загоняли в Днепр вооруженные дружинники. Все шло совсем не так гладко, как рассказывает официальная история: были и очаги сопротивления, и резня не желавших креститься язычников христианами.
Всего в те дни в Киеве было убито несколько десятков человек. Казалось бы, не очень много – но впечатление это оставило самое тяжелое. Вот почему власть не организовала гуляние для народа – и поэтому же русская православная церковь не отмечает праздник крещения Руси. Такого церковного праздника просто нет – т.к. самой церкви лучше всего известно, каким насилием сопровождалась христианизация Руси, как надолго растянулся процесс и насколько так и не изжито язычничество среди православного населения.
Справедливости ради надо сказать, что праздник Крещения Руси в России все-таки есть – но введен он относительно недавно светской властью, церковь же всячески старалась замолчать и скрыть сопровождавшие христианизацию эксцессы.
Продолжаем разбирать путаницу с историей крещения Руси.
Итак, сам Владимир принял крещение в 989 г. в Херсонесе, после чего распорядился окрестить и сопровождавших его дружинников: чтобы продемонстрировать лояльность Константинополю – и гарантировать дружине индивидуальное бессмертие.
Киевлян же крестили в 990 г.
Однако официально годом крещения Киева считается 988 г. – и тогда же, согласно «Повести временных лет», дружинники рубили идолов богов в Киеве и бросали Перуна, Даждьбога и Стрибога в Днепр.
Ну вот с чего бы это?
Единого мощного восстания против насаждения новой религии в Киеве в 990 году не было не столько из страха перед мечами дружинников, но и по сути самого язычества: посчитав христианство навязанным, жители вышли из Днепра, обсохли – да и разошлись по домам, унося в себе непоколебленную веру предков.
Язычество в народе не только не было убито – оно дожило и до сегодняшнего дня, и церковь, понимая полную бесполезность борьбы с ним, смотрела на соблюдение языческих обрядов сквозь пальцы. Да, христианство прижилось и переплелось с язычеством – но само по себе язычество живо, и такой феномен получил название двуеверия.
Мы до сих пор печем блины – символ Солнца и Ярилы – на масленицу, а во многих деревнях еще и сжигают чучело Костромы. Даже в 19 в. – а в 17 в. почти обязательно – при переезде в новую избу русские люди тащили за собой на веревке лапоть, в котором, считалось, сидит домовой, которого нужно с почестями доставить на новое место жительство. Да и обращение верующих к Св. Матроне с просьбой помочь найти пропавшие или потерявшиеся в доме вещи – не очень укладывается в русло христианской традиции.
Вообще, судя по всему, инициатива крещения русских людей князем Владимиром была уже 4-й попыткой, а первым подходом можно считать обращение в христианскую веру язычников норманном Аскольдом, воином-монахом, в 6 веке в крымских пещерах [Мангуп-кале, что ли?].
В следующий раз христианство вошло в жизнь Руси в 860 году [а сначала он говорил, что в 8 веке?]. Это можно трактовать и как 2-е крещение Руси – и как 1-е из новой волны.
Это было следствием знакомства русских с учением Христа после того, как они побывали в Царьграде [когда? В каком качестве? С посольством княгини Ольги?].
Сразу нужно отметить, что христианизация Руси была мозаичной: так, сама княгиня Ольга приняла крещение в 855 г., съездив для этого в Константинополь. А ее сын Святослав Игоревич не только всю жизнь оставался язычником, но и убивал христиан после смерти матери в 969 г.
Жителей Суздаля и Ростова крестили – тоже, в общем, принудительно – в 1024 г., а в 1071 г. там вспыхнули восстания, организованные местными волхвами. Восстания были жестоко и кроваво подавлены.
В заключение надо отметить, что впоследствии христианизация Руси и далее России (в т.ч. присоединенных окраинных районов) проводилась преимущественно по инициативе набиравшей силу духовной власти, а светская власть даже старалась эту инициативу ограничивать, чтобы не создавать ненужных очагов напряжения. Так сохранился исламский уклад в Казани и буддийский – в Калмыкии.
Для справки:
Болгария приняла крещение в 860 г.
Швеция – в 11 веке.
* не физик, не правозащитник и не лауреат Нобелевской премии
Даты:
Рюрик ???-879
Князь Новгорода в 862-879.
По легенде, был приглашен на княжение новгородцами.
По современной версии, захватил власть, придя с Ладоги.
Олег (варяг из рода Рюрика?) ??? – 912 [по легенде – от укуса змеи]
Князь Новгорода 879-912: после смерти Рюрика.
Великий князь Киева 882-912. Захватил там власть, убив правителей Киева Аскольда и Дира (тоже варягов).
Взятие Царьграда 911 г.
Князь Игорь (Рюрикович) 978-945.
Версия: отец, Рюрик, назвал мальчик при рождении Ingvar.
2-й Великий князь Киева 912-945: после смерти Олега.
920 г. – сражения со вторгшимися на территорию Киевской Руси печенегами.
941-944 – поход на Византию. Поход был на ладьях. По разным источникам, их было до 10 тыс. единиц – но точно не менее 1 тыс. Посол Италии называл в своем отчете Игоря «королем Ингером».
Большую часть флота византийцы уничтожили «греческим огнем», который метали на большие расстояния.
В 944 г. Игорь собрал конное войско из наемных варягов, печенегов, славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы), а также киевлян (Руси). До Царьграда они не дошли: им вынесли дань и богатые дары, и войско повернуло обратно.
В 945 г. Игорь придумал второй раз взять дань с древлянского города Искоростень.
И был убит древлянами. История сохранила их фразу о повадившемся в овчарню волке, которого проще убить.
Княгиня Ольга ??? – 11.07.969
Жена, с 945 – вдова князя Игоря, убитого древлянами при повторном взятии дани с древлянской столицы Искоростень.
945-960 – регент: после смерти Игоря и по причине малолетства Святослава Игоревича.
За время правления:
Разработала и ввела в 945 г. систему «полюдья» — податей в пользу Киева: размеры, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Также разработала и внедрила территориально-административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский наместник — «тиун», [контролировавший от имени Киева местных князей?].
Сожгла Искоростень.
Приняла крещение в 955 году в Константинополе. Или осенью 957 г.
Построила первые каменные здания Киева — свои городской дворец и загородный терем.
Основала г. Псков на р. Псков (была родом из тех краев), где ей было явлено видение трех сходящих с неба лучей света.
Выдержала в 968 г. осаду Киева печенегами. Святослав в это время был в Болгарии – и разогнал печенегов по возвращении.
Святослав (Игоревич) 942 – 03.972
4-й князь Киева. Принял власть по достижении 18 лет от княгини Ольги.
Воин и завоеватель. Аскет, спавший на земле и с седлом вместо подушки.
Захватывал Болгарское царство в 968-969 гг.
Вел войну с Византией в 970-971 гг.
В 972 г. был убит печенегами на Днепровских порогах.
Был убежденным язычником, преследовал – а после смерти и убивал – христиан.
Владимир (Святославович) 960? – 15.07.1015
Родился от Святослава и ключницы княгини Ольги по имени Малуша.
Он же Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Князь Новгорода с 970.
Князь Киева с 978.
Принял решение о Крещении Руси в 988 [официальная версия].
Сам крестился в Херсонесе в 989 г. и сделал христианство государственной религией.
Отец 13 сыновей и 10 дочерей.